ФинБриг Пятница, 17.05.2024, 04:58
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Закономерности восприятия информации

Существуют физиологические закономерности восприятия, усвоения и запоминания информации, обусловленные природой человека, и наша задача проанализировать их и учитывать при подаче информации .

Что должен учитывать педагог, организуя образовательный процесс? 

Восприятие и усвоение информации зависит от функциональных особенностей центральной нервной системы. 

     Существует, как вы знаете,4 классических типа центральной нервной системы:

1. Холерик

(от гр. - "желчь") - быстро возбуждающийся, горячий, энергичный человек. Его реакция мгновенна, молниеносна, нередко превышает необходимое действие. Может быстро и легко переключаться с одного вида деятельности на другой, после отдыха быстро включаться в работу. Однако после работы, как и после конфликта, не в состоянии сразу успокоиться, поскольку склонность к возбуждению у него сильнее, чем к торможению.

2. Сангвиник

(лат.- «кровь») — подвижный, жизнерадостный, живой, увлекающийся человек. В нем гармонично сочетаются двигательные и тормозные функции. Его реакция быстрая, четкая, рациональная. Сангвиник способен активно и деятельно работать, быстро переключаться с одного эмоционального состояния на другое, легко переходить от отдыха к работе, и наоборот.

3. Флегматику

(гр. - «слизь, мокрота») свойственна невозмутимость, граничащая с хладнокровием. Человек с медленной восприимчивостью и слабой активностью, трудно раздражающийся, терпеливый и хладнокровный. У флегматика процесс возбуждения ослаблен, а процесс торможения усилен. Его реакции замедлены. Характерной его особенностью является основательность и неторопливость. Флегматик медленно входит в начатое дело, но обязательно доводит до конца.

4. Меланхолик

(гр.— «черный» + «желчь») - человек, склонный к угнетенному настроению и мрачным мыслям. У меланхолика - слабые нервные процессы, т. е. процесс возбуждения и процесс торможения снижены. Он теряется всложных ситуациях и не всегда может найти выход из трудного положения. Крайне неохотно принимает ответственные решения, быстро устает от физической и умственной работы.

 

Естественно, в жизни указанные типы темпераментов в чистом виде встречаются крайне редко. Речь идет о преобладании тех или иных типологических особенностей, которые являются ведущими и основными при восприятии, усвоении и запоминании информации. 

Организуя процесс обучения, используя работу в парах, педагог должен помнить, что сангвинику проще общаться с холериком, флегматику и холерику ужиться друг сдругом очень трудно. С холериком лучше вести занятия в быстром темпе, оперировать крупными блоками, быстро переключаться с одного вида работы на другой. При этом необходимо помнить о разумно распределенном повторении, так как быстро усвоенное -так же легко уходит из памяти. 

Лицам, с выраженными тормозными процессами лучше вводить материал неторопливо, основательно, но, на глубину. У таких людей однажды усвоенный материал, как правило, не забывается или же процесс забывания идет медленно. Медленность возникновения и прекращения нервных процессов, свойственная флегматикам является основой прочности запоминания.

Зная типы нервной системы, педагог имеет возможность учитывать особенности личности при опросе, особенно во время экзаменов. Нередко возникают так называемые психологические срывы. 

     Причиной этого срыва может оказаться педагог, если он не учитывает особенностей нервной системы детей. 

Стрессовые обстоятельства усиливают те или иные проявления, т.е. холерик может стать еще более безудержным, флегматик еще более заторможенным. Резкое противодействие экзаменатора невызывает их коррекцию, а наоборот, усиливает стрессовое проявление характера. Лучше в подобных случаях, чтобы педагог как бы незамечал избыточных проявлений темперамента, а доброжелательно и спокойно помогал ребенку прийти в себя. Отвлечь его, переключить внимание, пошутить или просто поощрительно улыбнуться — вот простые приемы, позволяющие ребенку спокойно воспринимать вопросы экзаменатора и отвечать на них. 

Таким образом, на восприятие, усвоение и запоминание в значительной степени влияют тип центральной нервной системы и учет ее особенностей преподавателем.



Усова Н.А., методист информационного центра ГДТДиМ
Категория: Мои статьи | Добавил: evgenjka (21.02.2010)
Просмотров: 2137 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz