Общие
замечания.
Продуктивность
деятельности существенным образом
определяется наличием и степенью принятия четко сформулированной цели,
т.к.
цель – это предвосхищение будущего результата. В структурном
представлении индивидуальной
деятельности человека понятие «цель» неизбежно связано с понятием
«мотив», а он,
в свою очередь, с потребностью. Мотив – является побудительной причиной
действия
(деятельности). Мотивация – это система мотивов побуждающая человека к
определенной
деятельности.
Что же
влияет
на мотивацию?
В основе мотивации лежат потребности.
Потребность
– это испытываемая человеком нужда в
чем либо. Для успешности деятельности важно,
чтобы были удовлетворены базовые
потребности, в том числе психологические:
• быть понятым;
• быть принятым;
• оцененным по достоинству. Мотив и цель тесно взаимосвязаны между собой.
Полезно помнить,
что:
•только та цель способна мотивировать,
которая соответствует актуальным потребностям
ребенка;
•цель, не связанная с актуальными потребностями,
должна идти от
«авторитетного» педагога, «значимого» другого;
•пока цель имеется только у педагога,
особенно важно для воспитанника какой
педагог ее ставит,
•а также
его реальное присутствие «здесь и теперь»;
•когда
цель принята ребенком, она становится личностно
значимой побуждающей самостоятельную
•активность, что снижает
важность личности педагога.
Что же
важно
для постановки цели?
Действия
педагога должны быть направлены на:
•не
простое проговаривание целей, а на обеспечение
понимания и принятия их воспитанниками (сразу все услышать и понять не
каждый человек может);
•донесение
искренней заинтересованности педагога
предлагаемым содержанием и делом, чтобы он говорил то, что на самом деле
думает и чувствует, ведь « слова, идущие не от сердца в сердце не
попадут»;
•заботу о
том, чтобы цель и процедура ее достижения
были интересны для воспитанников. Усова Н.А., методист
информационного отдела ГДТДиМ
|